
В западной экономической науке
экономическое развитие и рост традиционно является предметом исследования специалистов по макроэкономике. Однако, несмотря на засилье макроэкономического подхода к экономическому развитию и росту на Западе существует оригинальная шведская
школа экономического роста, которая во главу угла ставит предприятие. Это связано с тем, что шведы предпочитают использовать эмпирические данные конкретных предприятий в контексте рыночной динамики. Представителями данной школы являются такие ученые как Э. Дамен, Г. Элиассон, Б. Карлссон, Д. Юханссон.
Экономический рост определяется ими как эволюционный процесс, в котором предпринимательство и инновации играют ключевую роль, а проявлением роста является рождение, экспансия и закрытие каждой отдельной фирмы.
Шведские ученые широко используют аналогию «созидательного разрушения» Й. Шумпетера для объяснения процесса экономических изменений - начало новых технологий и организаций и вытеснение ими представителей старого уклада. Для отображения данного процесса в модели они пользуются четырьмя блоками - блоком развития, технологическим блоком, блоком компетенций и институциональным блоком.
Блок развития представляет собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых факторов промышленного развития. Им может быть новый товар, новый рынок, новая технология. Эволюционируя, блок развития проходит этапы разработки, вхождение в среду, распространения и упадка. На него действуют определенные силы развития, которые на микроэкономическом уровне определяются как способность предприятия к инновациям и адаптации к новым условиям хозяйствования, учитывая его потенциал, связи с окружающим миром и существующими институтами. На макроэкономическом уровне сила развития означает способность экономики генерировать и коммерциализировать новые знания. В ходе эволюции в результате действия этих сил блок развития или прогрессирует, либо деградирует, что сказывается на состоянии и деятельности предприятий и отдельных отраслей.
Технологический блок - это сеть агентов, которые взаимодействуют между собой в пределах определенной технологической области с целью создания, распространения и использования технологий. Он имеет три составляющие: когнитивную - знания, которые могут стать технологиями, организационно институциональную - совокупность знание-ориентированных агентов (инженеров, ученых) и правил, экономическую - совокупность акторов, осуществляющих коммерциализацию разработанных технологий.
Блок компетенций состоит из акторов, которые имеют компетенции, которые необходимы для успешного создания, идентификации и использования бизнес-идей, способных принести прибыль. Авторы выделяют восемь групп акторов, среди которых ведущими являются компетентные потребители, изобретатели, инноваторы, предприниматели, промышленники и квалифицированная рабочая сила. Если с предприятием взаимодействуют все восемь групп акторов, то оно растет и развивается, если не все, то начинается упадок вследствие недостаточности определенного вида компетенции. Закономерно, что повышение компетентности путем обучения способствует экономическому развитию и росту.
Институциональный блок состоит из законов и правил, гарантирующих свободу предпринимательства и права частной собственности. Главное внимание в данном блоке уделяется свободе личности и фирмы по выбору направления приложения своих знаний, навыков, вложения средств. Как считает Ю. Мюрман, способность шведской политической системы создавать «правила игры», которые способствовали бы развитию предпринимательства, а также стабильность этих правил стали причиной быстрого развития страны в XX веке.
Таким образом, сосредоточенность на микроэкономических аспектах развития и роста, исследование феноменов хозяйственной жизни через призму динамики и методологии эксперимента, выработки новых идей и подходов позволили представителям шведской науки заложить интеллектуальный фундамент в основу успешной практики предприятий и функционирования экономики в целом.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!