Конкретное
определение валютного кризиса можно дать с учетом форм его проявления. В литературе выделяют такие формы проявлению: резкие
колебание валютного курса, девальвация и ревальвация, экономически необоснованное обесценивание или подорожание национальной валюты, замена денежной единицы или ее стоимостной основы, значительные объемы спекулятивных операций с валютой, ухудшение международной валютной ликвидности, скорые и значительные по масштабам уменьшения или
рост валютных резервов, резкая несбалансированность международных расчетов, обострение противоречий между государствами в результате использования валютного фактора на вред другим странам, превращение в общеэкономическую проблему внешней задолженности, инфляционные тенденции, применение валютных ограничений,
прекращение торгов на валютном рынке и временное прекращение конвертированности национальной валюты. Но этот перечень нуждается в коррекции.
Во-первых, некоторые пункты можно с определенными замечаниями отождествить. В частности, девальвация и ревальвация, с одной стороны, и обесценивание и подорожание - с другой, отображают одно и то же явление - изменение внешней стоимости национальной валюты, но в первом случае это происходит в законодательном порядке в условиях фиксированного режима валютного курса, а во втором - только лишь под действием рыночных сил в условиях плавающих валютных курсов.
Во-вторых, если выходить с того, что валютный кризис является внешней формой кризиса платежного баланса, то формами его проявления могут быть как непосредственные последствия несоответствия прилива и отлива иностранной валюты, так и мероприятия государства, направленные на установление искусственного равновесия на валютном рынке. Л. Лим выделяет три альтернативных подхода для решения проблемы кризиса платежного баланса.
1)
отмена фиксации валютного курса и обесценивание национальной валюты для снятия проблемы ее переоценки;
2)
проведение дефляционной политики с помощью повышения процентных ставок, ограничения кредитования, уменьшения правительственных расходов и увеличения налогов (как и предыдущее мероприятие, эта политика направлена на удешевление экспортных товаров и национальных активов для нерезидентов и подорожание импортных товаров и иностранных активов для резидентов, а повышение процентных ставок стимулирует приток иностранного капитала);
3)
введение валютных ограничений, направленное на избежание как девальвации, так и дефляции.
Поэтому непосредственными формами проявления валютного кризиса, которые свидетельствуют о возникновении значительного неравновесия или искусственного равновесия на валютном рынке является резкое и значительное изменение курса национальной валюты, валютных резервов страны, процентных ставок, введение дополнительных валютных ограничений, получение международной помощи (последнее дает возможность одновременно сохранить достаточные объемы золотовалютных резервов и проводить валютные интервенции). К ним в значительной степени сводятся другие формы проявлений. Дискуссионным является отнесение усиления инфляционных тенденций или обострения проблемы внешней задолженности к формам проявления валютного кризиса, а не ее последствиям, поскольку они сами по себе не являются индикатором наличия неравновесия или попытки государства установить искусственное равновесие на валютном рынке.
В-третьих, хотя ряд пунктов перечня форм проявления валютного кризиса учитывает двусторонние изменения соответствующих показателей, такие как ревальвация и девальвация, приливы и отливы валютных резервов, на практике о валютном кризисе в стране идет речь обычно тогда, когда изменения происходят в определенном направлении: снижение курса национальной валюты, уменьшение валютных резервов, повышение процентных ставок (будем считать это девальвационным валютным кризисом). Не исключается
кризисная ситуация, при которой происходит нежелательное резкое
подорожание национальной валюты в результате спекулятивного давления на валютном рынке или оно не допускается за счет активных действий монетарной власти. Но на практике возможность существования такого ревальвационного валютного кризиса является дискуссионной по таким соображениям:
- могут существовать случаи резкого повышения курса национальной валюты (например, в Индонезии в октябре в 1998 г. курс рупии против доллара вырос на 29 %, но это происходит после существенного обесценивания национальной валюты во время девальвационного валютного кризиса, и потому такое подорожание не является нежелательным.
- если
подорожание валюты происходит не после девальвационного кризиса, то оно гораздо меньше за изменения валютного курса во время девальвационного валютного кризиса (например, в случае Японии в марте в 1995 г. курс йены вырос лишь на 8 % вместе с ростом валютных резервов на 12%);
- активные действия монетарной власти ради недопущения резкого подорожания национальной валюты могут иметь характер коллективных валютных интервенций для предотвращения или как реакция на симметричный девальвационный кризис в другой стране.
Относительно резкого уменьшения процентных ставок, то они действительно не могут быть индикатором давления в направлении подорожания национальной валюты, поскольку быстрее происходят в результате уменьшения инфляции или после девальвационного валютного кризиса.
В-четвертых, не всегда при наличии изменений показателей, которые рассматриваются как формы проявления валютного кризиса, можно говорить о наличии последнего. Например, в странах с высокой инфляцией адекватное обесценивание национальной валюты может не свидетельствовать о наличии валютного кризиса. О валютном кризисе в таком случае можно говорить лишь при условиях ускорения обесценивания национальной валюты. Также, по мнению М. Бордо и А. Шварц, изменение валютного курса должно происходить в результате давления на национальную валюту на рынке, а не просто в результате решения центрального банка.
Подчеркнем также, что при рассмотрении форм проявления валютного кризиса, как его качественных признаков, они рассматриваются лишь как индикаторы, на сколько значительным является не равновесие на валютном рынке, которое складывается независимо от намерений государства. Однако одновременно эти мероприятия являются активным элементом внедрения политики государства относительно управления данной ситуацией с целью минимизации негативных последствий.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!