
В докризисное время огромное количество людей в России набрали кредитов, да и банки в стремлении сорвать куш раскидывали кредиты направо и налево, не думая о возможных последствиях. Последствия не заставили себя долго ждать, новостные сводки пестрят сообщениями то о массовых просрочках платежей по ипотечным кредитам в валюте, то о проблемах по автокредитам, а также увеличение числа просрочек по потребительским кредитам. Люди, радуясь тому, как быстро и легко появились деньги на новую квартиру, автомобиль, желанную покупку или интересное путешествие, забывают прописную истину: долги надо отдавать.
Почему происходит не возврат кредитов? Причем сегодня все чаще в группу неплательщиков попадают люди с безупречной ранее
кредитной историей. К сожалению, никто не застрахован от непредвиденных неприятностей и катаклизмов. В жизни любого человека могут случиться болезнь, потеря работы, несчастье с близкими, развод, утрата имущества; можно просто не рассчитать свои силы, запутаться в долгах. Также проблему усугубляет рост цен и снижение уровня заработной платы. Про валютную ипотеку вообще отдельный разговор, хоть правительство и говорит о помощи валютным ипотечникам, перспектива не очень радужная.
Лучший вариант во всех этих случаях –
договориться с банком, честно рассказать о своей финансовой ситуации, привести убедительные аргументы для предоставления отсрочки. Банк может пойти на уступки, но может и отказать. И тогда неплательщику придётся иметь дело с коллекторами.
Такая перспектива способна ввергнуть должника в ужас. В сознании большинства людей коллекторские агентства ассоциируются с бандами рэкетиров из 90-х – те же методы «выбивания» долгов: круглосуточный телефонный террор, «наезды» на родственников, коллег по работе, соседей, рукоприкладство.
Но панике поддаваться не нужно. Главное –
сохранять спокойствие, чётко представлять себе, кто такие коллекторы, каковы их полномочия, а также
знать собственные права и обязанности.
Так кто же такие коллекторы? Это посредники между банками и неплательщиками. Они взыскивают для банка долги за вознаграждение или покупают их у банка, а затем добиваются возврата задолженности уже для себя, прибавляя к ней определённый процент прибыли.
В США, странах Западной Европы отношения «сборщиков долгов» с неплательщиками подробно и чётко отрегулированы законодательством и носят цивилизованный характер. В России для этого сделаны лишь первые шаги. С 1 июля 2014 г. вступил в действие «Закон о потребительском кредите (займе)», в котором на полномочия коллекторов наложены ограничения.
Но и неплательщик обязан понимать, что банк или коллекторское агентство имеют право требовать погашение задолженности и разговаривать с ними придётся.
Общение коллекторов и должников можно разделить на три этапа.
Этап первый – контакт посредством телефонного звонка, sms-сообщения, уведомительного письма. Сотрудник коллекторского агентства может звонить (или отправлять сообщение) только в установленное законом время. В будни – с 8.00 до 22.00; в выходные – с 9.00 до 20.00. В ночное время звонить запрещено. Коллектор обязан представиться полностью, то есть назвать фамилию, имя и отчество, чётко проговорить название агентства, его контактный телефон, выслушать объяснения должника и, по возможности, договориться с ним об исправлении ситуации.
Чтобы не стать жертвой мошенников-самозванцев, должнику следует позвонить в коллекторское агентство и убедиться в его реальном существовании, а также обратиться в банк за подтверждением того, что право взыскивания долга принадлежит именно этому агентству. Ни в коем случае нельзя отдавать кому-либо наличные деньги.
Если неплательщик и дальше не предпринимает никаких шагов для погашения задолженности, наступает
второй этап его общения с коллекторами – личная встреча по месту проживания или работы, но только в установленное законом время. Выездной специалист коллекторского агентства должен вновь напомнить об обязанности погасить задолженность, разъяснить неплательщику, что его ждет суд, который почти всегда принимает решение в пользу банка.
Третий, заключительный этап взаимоотношений коллекторов и неплательщика происходит в суде. Исполнительное производство осуществляется судебными приставами, которые могут действовать только в рамках закона. Неплательщику в случае решения суда не в его пользу, грозит опись имущества (если имеется) и его продажа, да ещё и оплата судебных издержек в размере 7%. Если судебный пристав ведет себя некорректно, на его действия можно написать жалобу.
Коллекторские агентства, стремятся не доводить дело до суда, их основная задача пугать, а при правильном юридическом подходе со стороны заемщика к моменту судебного решения овчинка и вовсе уже может не стоить выделки. Гораздо чаще неплательщик сталкивается с откровенным хамством.
Но и
на коллекторов есть управа. Звонки в ночное время, агрессивный тон, оскорбления, нецензурная брань, давление на родственников, соседей, сослуживцев – всё это нарушения закона, влекущие за собой административную, а то и уголовную ответственность. В таких случаях нужно записать угрозы и ругательства на диктофон или заручиться свидетельскими показаниями, а потом пойти в полицию и написать заявление. Такой шаг, скорее всего, умерит излишний пыл
«собирателей долгов».
Быть должником – ситуация психологически очень тяжёлая, если только человек изначально не имел цели «кинуть» банк, но элементарная юридическая грамотность и правильный стиль поведения с коллекторами помогут выйти из неё с наименее болезненными последствиями для неудачливого заёмщика и его семьи.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!