Современный бизнес существует в едином мирохозяйственном мультикультурном пространстве. Рисунок экономических связей меняется, но это только усиливает необходимость постоянного налаживания контактов с новыми партнерами. Когда говорят о психологии предпринимательства, точнее, предпринимателя, как субъекта этого вида деятельности, выделяют четыре типа предпринимателя: европейский, американский, восточный и российский. И рассматривают их по таким критериям, как взаимоотношения предпринимателя с государством, обществом, другими культурами, а также среда, оказавшая влияние на формирование предпринимателя.
Европейский предприниматель в большей степени защищен государством, следовательно, относится к нему с доверием и уважением. Американский и восточный также, но в меньшей степени. Российский предприниматель воспринимает государство как врага и конкурента, и связано с тяжелым становлением предпринимательства в 90-е годы: высоким уровнем криминала, незащищенностью бизнеса, коррупцией в судебных органах и кризисом 1998-го года. В последнее время отношение российского предпринимателя к государству меняется в лучшую сторону, но наследие 90-х годов, плотно въевшееся в менталитет российского бизнеса, изживет себя не скоро.
Представители бизнеса в странах Европы отождествляют себя с обществом и рассматривают свою деятельность как, прежде всего, приносящую пользу своей стране и ее народу. Американец не противопоставляет себя, но и не рассматривает как часть чего-то: каждый сам может добиться успеха и осуществить свою мечту. Быть бедным или богатым – выбор самого человека. Такова американская философия. В странах Востока менталитет предпринимателя во многом связан с религией, поэтому опять же, противопоставление себя стране и народу невозможно. Российский предприниматель длительное время воспринимался российским обществом негативно, как вор или индивид, который стал богатым, нарушив определенные морально-нравственные принципы. В последнее время этот конфликт опять же сглаживается, у российского бизнеса появилась социальная ответственность и разумное желание заниматься благотворительностью. Но внутренняя психологическая напряженность, «конфликт сознания богатых и бедных», в той или иной степени остается.
Большой плюс российского предпринимателя в том, что он более мультикультурен, чем его иностранные коллеги. Искусственно прививаемая европейцам терпимость к другим культурам привела к обратному результату: конфликтам, свидетелями которых сегодня является весь мир, восток всегда был «вещью в себе», миром, проникнуть в который и понять его европейцам сложно до сих пор, США, безусловно, интернациональная страна, но, несмотря на исповедуемые демократические ценности, расовые конфликты не исчезли. Прошлое российского предпринимателя как человека – Советский Союз и его ценности. Взаимодействие с определенными народами и экономические связи изменились с появлением новой России, но не исчезли. Таким образом, умение понять и наладить диалог заложено в российском предприниматели исторически.
И, наконец, учитывая, что процесс становления российского предпринимательства проходил в самые тяжелые для нового российского государства 1990-е годы, можно сделать вывод, что представитель российского бизнеса в большей степени «закален» и способен противостоять ударам нестабильной экономической среды.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!