Бизнес-план в своём роде является «фундаментом» для успешного бизнеса, ведь он помогает ответить на все интересующие вопросы и детально изучить свой сегмент рынка. Причём совершенно неважно будет этот план написан на листах от руки или представлен в виде цветного документа с различными картинками, важно то, что в нём написано.
Этапы составления бизнес-плана и сопутствующие советы
Составляя бизнес-план, предпринимателю наверняка придут новые идеи или возникнут дополнительные вопросы, о которых ранее он не подозревал. Поэтому дабы минимизировать свои риски и знать с чем предстоит иметь дело, нужно составить поэтапный бизнес-план.
Этапы составления бизнес-плана имеют такую последовательность:
1.Расчёт первоначальных вложений и текущих ежемесячных расходов. На этом этапе важно всё продумать до самых мелочей, чтобы не попасть впросак или неудобное положение. Такая скрупулёзность связана с тем, что первоначальные траты зачастую очень большие, поэтому нужно знать, сколько именно денег и на что понадобится. Не исключено, что после составления этого раздела дальше дело не пойдёт, ведь может выясниться, что величина стартового капитала не по карману предпринимателю.
Поэтому расчёт первоначальных вложений (текущих трат) должен учитывать такие расходы:
- траты на регистрацию бизнеса;
- арендная плата за помещение;
- планировка, ремонт, зонирование и оформление помещения;
- покупка оборудования и необходимых предметов;
- зарплата персонала;
- закупка товара, если открывается торговая точка.
Конечно это не весь список, но он включает самые важные моменты. Посоветовать на данном этапе можно следующие: чтобы не прогадать с размером первоначального капитала, нужно помимо всех учтённых расходов заложить ещё 20% их стоимости в качестве резервного фонда. Так как в процессе могут появиться непредвиденные расходы, которые заставят понервничать предпринимателя.
2.Формирование цены на товары или услуги. Этот этап должен базироваться на первом этапе, так как цена должна складываться из себестоимости и рентабельности предприятия. Себестоимость, в свою очередь, должна учитывать все издержки, которые понесёт компания. Ну а процент рентабельности должен закладываться исходя из себестоимости и цены конкурентов, ведь устанавливаемая цена должна привлекать потребителей, а не отталкивать.
3.Расчёт предполагаемого оборота и дохода. Стоит уточнить, что эти цифры будут иметь вероятностный характер, так как с точностью их рассчитать невозможно. Но для того, чтобы понимать свои объёмы, за основу нужно взять своих конкурентов и проанализировать их обороты и доходы. Рекомендация на данном этапе - рассчитав величину своего потенциального дохода нужно уменьшить его на 20%, так как погрешность в расчётах не исключена, а запас прочности пойдёт только на пользу.
4.Расчёт окупаемости бизнеса и точки безубыточности. Эти расчёты очень важны, так как предприниматель должен понимать за какой промежуток времени его вложения вернутся и начнёт поступать чистая прибыль. А точка безубыточности покажет, при каком уровне прибыли предприятие сможет получить рентабельность. Хороший совет, если период окупаемости будет превышать два года, то такой проект считается неэффективным и значит, в нём что-то стоит менять или вовсе от него отказаться.
5.Подробное описание идеи и процесса её воплощения. Складывается впечатление, что этот этап должен быть первым, однако в начале составления плана предприниматель ещё не знает, каковы будут его расчёты, показатели и прогнозы. Поэтому описание идеи стоит делать очень детальное со всеми мелочами и экономическими показателями. Описав идею, можно приступать к описанию процесса её воплощения во всех деталях.
6.Описанные выше идея и процесс ещё воплощения позволят чётко сформулировать цели и стратегию предприятия. Это тоже стоит делать в конце, когда есть уверенность в том, что эта идея жизнеспособна и оправдана. Ведь только тот бизнес сможет устоять, который базируется на экономически обоснованных выводах.
7.На завершающем этапе нужно проанализировать риски, с которыми может столкнуться предприятие и рассчитать их приблизительный эффект. Также стоит проанализировать «пути отхода» в случае если компанию придётся закрыть. Иногда такой процесс сопряжен также с издержками, которые нужно учитывать.
Составляя бизнес-план, предприниматель должен понимать, что план для себя и для инвестора- это два разных варианта. Инвестору совершенно не обязательно знать всё в деталях и в мельчайших подробностях, его больше интересуют цифры, показатели, объёмы. А вот для себя нужно расписывать всё до мелочей.
Составление бизнес-плана очень тяжёлое и ответственное задание, которое не получится выполнить за несколько дней. Его необходимо писать поэтапно, так как каждый шаг будет порождать новые идеи и вопросы, которые вначале не приходят на ум.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!