Кризис - это явление не предсказуемое и, чаще всего, неожиданное, поэтому к нему практически невозможно подготовиться. Большинству компаний и предпринимателей приходится действовать в условиях уже нагрянувшего кризиса, и их действия могут быть абсолютно неправильными или частично правильными. Для того чтобы кризис не ударил сильно по бизнесу нужно заранее поразмыслить над стратегиями выхода из сложной ситуации.
Как действовать в кризис?
Любой предприниматель или бизнесмен должен знать, что любой кризис сопровождается падением курса национальной валюты, и если компания зависит от импортного сырья или прочей продукции, то стоит создать резервный фонд валюты на случай кризиса. Если же не удалось этого сделать заранее, то во время обвала экономики придется искать другие пути, например, пересмотреть свою товарную политику, отказаться от импорта или вовсе переориентировать производство.
Некоторые предприниматели начинают панически сокращать своих работников в надежде, что их это спасет. От части это может помочь, но если речь идет о сотрудниках, которых можно заменить. Если же разгонять ценные кадры, то после кризиса можно остаться на неудел. Ведь кризис- явление кратковременное и не может длится годами, если же это не так, то речь скорее не о кризисе, а о падении или обвале экономики в целом.
Во время кризиса нельзя принимать скоропалительных решений, лучше вообще ничего не делать и подождать, а ситуация сама покажет, какое решение принять. Конечно, такой вариант действий подойдет не всем, а только тем бизнесменам, чьи компании несильно зависят от импорта, от цены на валюту, от политического курса государства или государственного финансирования.
Нужно всегда помнить, что кризис - это ещё и возможности для предприимчивых людей, которые видят перспективу развития дел гораздо раньше остальных. Когда одни уходят с рынка, то другие могут занять их ниши и расширить свою клиентскую базу.
Так, например во время кризиса в России в 2015 году население массово бросилось скупать бытовую технику и автомобили. Конечно, это делали и иностранцы, но бизнесу все равно какое гражданство у их покупателей. Подобный эффект сегодня наблюдается и в области эстетической медицины, обыкновенной медицины, стоматологии и прочих направлениях.
Стратегии экономии в кризис
Как бы кризис не ударял по бизнесу, самым объективным решением любого руководителя будет введение экономии в различных сферах деятельности. Экономить можно по-разному, поэтому в науке существует различные стратегии экономии, которые себя оправдали.
1. Стратегия экономии в кризис, основанная на уменьшении затрат, которые составляют львиную долю всех расходов. Применение такой стратегии будет оправдано, если самые большие расходы компании составляют расходы на корпоративы, питание сотрудников, обучение, тренинги и прочие мероприятия, без которых можно обойтись.
Если же большую долю расходов составляют траты на сырье и материалы, то уменьшать их только потому что их много нельзя. Уменьшение расходов в этой сфере автоматически вызовет падение качества продукции из-за дешевого сырья, а это ещё больше может ударить по компании. Нынешние потребители могут отвернуться, и после окончания кризиса вернуть их вряд ли получится.
2. Стратегия экономии, направленная на уменьшение расходов по тем статьям, которые существенно не отразятся на качестве продукции и услуг. Чаще всего это расходы на канцелярию, бесплатное кофе, воду, обеды, сокращение премий, сокращение привлечения специалистов со стороны, сокращение расходов на рекламу и прочее.
Такая стратегия является наиболее обдуманной и взвешенной, она позволяет проанализировать ситуацию в целом по предприятию и выявить слабые звенья.
3. Стратегия экономии, направленная на выявление проблемных клиентов, а также пересмотр выплаты долгов. Бывают такие клиенты, которые не стремятся погашать дебиторскую задолженность, а значит от таких проблемных компаний нужно отказываться и искать новых потребителей на перспективу.
4. Стратегия экономии в кризис за счет увеличения эффективности работы сотрудников. Это означает, что можно сократить часть персонала, а та, которая останется должна будет действовать под жестким контролем. Для этого целесообразно внедрение учета рабочего времени, увеличение нормативов и требований по должностным инструкциям.
К экономии на предприятии должны быть привлечены все сотрудники, которые на конкурсной основе могут выдвигать варианты сокращения расходов в своем секторе. За такую деятельность можно объявить денежную награду, чтобы сотрудники отнеслись со всей серьезностью.
Экономия в кризис- это единственный выход остаться на плаву, но это экономия должна быть разумной чтобы не принести убытков компании.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!