В блоках экономических новостей на телевидении, в обзорах на интернет-ресурсах, посвященных экономике и финансовым вопросам, часто можно встретить сообщения о привлеченных в результате IPO компаний огромных средствах – сотнях миллионов, а то и миллиардах долларов. Однако, далеко не все знают, что же представляет собой IPO и какие шаги должны предшествовать столь успешному привлечению средств в бизнес. Далее - несколько коротких комментариев по вопросам, связанным с IPO.
Что такое IPO
IPO (Initial Public Offering – начальное публичное предложение) – размещение ценных бумаг (акций) компании на торговой площадке (бирже) для публичного (свободного) котирования. Иными словами, в результате проведения IPO вложить средства в капитализацию компании может практически любой желающий, имеющий возможность приобрести ее ценные бумаги на бирже. Таким образом, компания переходит из разряда частных, с ограниченным кругом владельцев-акционеров, в разряд публичных (в нашей терминологии может применяться определение открытых).
При этом компания столкнется со значительным изменением не только статуса, но и требований, предъявляемых к ней различными регулирующими органами.
Зачем компаниям IPO
Те, кто обращает внимание на новости из мира бизнеса наверняка знают, что IPO сопряжено с достаточно серьезными затратами времени (как правило, подготовительные мероприятия занимают несколько месяцев) и существенным вложением собственных средств компании. Какие же цели могут оправдать такие затраты?
• Привлечение больших объемов средств инвесторов через продажу ценных бумаг. Дальнейшее их использование - развитие бизнеса, финансирование современных разработок или инвестиции в инфраструктуру - дело компании.
• Возможность привлечения лучших специалистов в топ-менеджмент компании за счет предложения опционов.
• Проведение сделок с активами собственной и других компаний за счет акций.
• Повышение престижа компании за счет нахождения в листингах крупнейших бирж мира.
Подготовка IPO
В теории осуществить все подготовительные мероприятия по выходу на биржу компания может и самостоятельно. С практической точки зрения предпочтительнее поручить этот достаточно трудоемкий процесс квалифицированной команде с соответствующей подготовкой. Наиболее часто услуги по подготовке и проведению IPO оказывают крупные банки. Финансовая организация или несколько организаций, с которым компания поручает проведение необходимых для IPO действий, называются
андеррайтерами. Стоит отметить, что мотивы андеррайтера никак нельзя считать альтруистическими. Интерес инвестиционного банка – вложив средства в проведение IPO стать владельцем части акций компании еще до момента размещения. Это позволяет банку заработать на разнице в цене акций до размещения и фактической, установившейся после начала торгов. В некоторых случаях, когда на IPO выходят известные, мощные компании разница может быть весьма значительной, что вызывает серьезную конкуренцию среди потенциальных андеррайтеров.
После определения финансовой организации, которой поручается подготовка IPO, руководство компании совместно с представителями андеррайтера определяют планируемый к привлечению объем средств, количество и тип акций, их цену.
Андеррайтером (или самой компанией) подается инвестиционный меморандум. В этом базовом для IPO документе содержится вся необходимая информация о компании:
• Финансовая отчетность
• Список акционеров
• Цель дополнительного привлечения средств
• Информация о топ-менеджменте компании
• Форма и проблемы организации.
Информация предоставляется финансовому регулятору конкретной страны. В России таким регулятором является Банк России, в США такую роль выполняет SEK (Комиссия по ценным бумагам).
После проверки регулятором представленной информации - в случае необходимости может быть затребована дополнительная – назначается дата проведения IPO.
Первичное привлечение инвесторов – Road Show
Для подогревания интереса к предстоящему размещению и, соответственно создания условия для роста цены на акции в момент начала торгов, андеррайтеры и компания могут провести рекламную кампанию (Road Show). Основная целевая аудитория Road Show – крупные игроки инвестиционного рынка. Зачастую результатом такой кампании становится подписка (allocation) – покупка крупными инвесторами пакетов акций еще до старта официальных торгов на бирже.
Формирование цены акций и выбор биржи
При дальнейшем приближении даты размещения руководство компании и андеррайтер корректируют первичные договоренности о стартовой цене размещения. Почвой для коррекции служит целый набор факторов, таких как результаты Road Show, оценка перспективности бизнеса компании, текущая ситуация в отрасли и на соответствующих рынках.
При выборе площадки для размещения также учитывается ряд факторов. Как правило, решение принимается в пользу биржи, на которой котируются акции компаний отрасли. Однако, в случае проведения IPO крупной известной или перспективной компании, биржи могут вступить в серьезное конкурентное соревнование за право размещения ее акций на своих площадках. Для них появление такой компании в листингах приводит к расширению объема торгов, общему росту ликвидности и росту престижа площадок.
Старт IPO
Частные инвесторы получают возможность покупки акций компании только после начала официальных торгов. Первые дни после IPO, как правило, характерны сильными колебаниями курса акций. Возможны и сильные просадки цены по сравнению с начальной ценой размещения.Во избежание ненужных рисков эксперты советуют частным инвесторам вступать в торги с новым инструментом лишь после стабилизации его котировок.
Достоинства и недостатки IPO
Компания, проводящая IPO, уже может быть признана зрелой и успешной. Само проведение размещения говорит о том, что компания готова к привлечению значительных средств для осуществления масштабных проектов. При этом публичные (открытые) компании находятся в лучших условиях по возможностям привлечения квалифицированного персонала и осуществления маркетинговых шагов.
К недостаткам IPO следует отнести усиление внимания к публичным компаниям со стороны финансовых регуляторов. Это сказывается в первую очередь на расширении круга требований как со стороны государства, так и со стороны торговых площадок, которые становятся обязательными для исполнения. Серьезные изменения претерпевает и финансовая отчетность компании.
Понравилась статья? Рассказать друзьям!